Когда Porsche осмелился показать первый Cayenne, мир покрутил пальцем у виска, подумал минуту, а потом скупил все, что было на складах, и потребовал еще. С тех пор многое изменилось: Голливуд уломал Америку на чернокожего президента, Facebook и iPhone вытолкнули людей в будущее, высокий клиренс больше не считается дурным тоном в мире не менее высокой автомобильной моды.
Bentley уже начал продажи Bentayga, Maserati принимает заказы на Levante, а Jaguar объявил российские цены на свой первый кроссовер F-Pace и отвез нас в Черногорию. Там бросил электронные ключи-браслеты в ведра с водой и вежливо попросил не превышать скорость. Ни к чему портить репутацию будущему бестселлеру, к тому же меня беспокоили штрафы в евро.
Нет, вы не понимаете. Еще раз: не превышать лимит в 80 км/ч за городом на 300-, 340- и 380-сильных крутобоких «Ягуарах» с чумовыми рулевыми настройками. Местная полиция, как выразился инструктор из Англии, «very vigilant», что в приблизительном переводе значит «злые, как в Краснодарском крае, и тоже сидят в засадах». Это не соседняя добродушная Сербия: если поймали – сопроводят до ближайшей почты, пусть даже придется ехать час, и удостоверятся, что штраф оплачен. Насколько ты красива, Черногория, настолько же и жестока.
Это провал, думали мы, ощупывая низкопрофильными покрышками на 22-дюймовых дисках стыки балканских дорог. Законопослушный 180-сильный F-Pace дадут нам только завтра, сокрушались мы, вползая в очередной поселок. Его бы на трек, мечтали мы, выискивая в задушенном идеальной шумоизоляцией звуке мотора нотки фирменного ягуаровского безумия. Но на очередном кофе-брейке тот же англичанин махнул рукой в сторону покрытых лесом гор и заулыбался: «А сейчас вы въезжаете в дикое Монтенегро».
Здесь, на безлюдных серпантинах, мы наконец-то отвели душу, а F-Pace расцвел буйным цветом – очень синим в лимитированной версии First Edition. Ноу криминалити, но это же их первый кроссовер и важно было понять, остался ли он «Ягуаром». В управляемости – точно да. Очень собранный и цепкий, F-Pace управляется настолько эмоционально и зло, что не хватает немецкой тяжести в руле, которая должна была бы завершить образ. Это очень типично для Jaguar: седаны XE и XF такие же, с послушным, каллиграфически точным и очень легким рулем.
Ход тормозной педали, пожалуй, мягковат для такого темперамента, но мне от этого только комфортнее в бесчисленных связках на серпантинах, где он будто бы провел всю юность и наотрез отказывается срываться с траектории, как ни забрасывай корму резким поворотом руля. И только если добавить щедрую порцию газа, он чуть выставится наружу, и сразу деликатно сработает электроника. У полноприводного F-Pace, а в России он будет продаваться только таким, по умолчанию 100% момента на задней оси, а перед автоматически подключается через муфту при потере устойчивости.
Насколько азартно едет F-Pace, настолько же аскетичен и саундтрек. Сочнейших «эф-тайповских» перегазовок со стрельбой и кашлянием выхлопа здесь не добиться. В случае с бензиновой трехлитровой версией это осознанная жертва в пользу шумоизоляции, и прохожим, в отличие от водителя, F-Pace все же дает знать о своей истинной природе. А вот дизельные двигатели, причем не только 180-сильный, но и трехлитровый 300-сильный с сумасшедшим крутящим моментом в 700 Нм предпочитают вообще не повышать голос. SUV, скажете? Да, точно, но этот SUV в топовой комплектации и с мощнейшим бензиновым двигателем набирает сотню за 5,5 секунды.
Хотя какая разница, что там с голосом у этих девушек на экране, если они так сногсшибательно выглядят? Провокационный прищур, бесконечно длинный капот и сдвинутая максимально назад кабина, огромные колеса, гитарный крутой переход от крупных бедер к талии — Jaguar умеет делать красиво. Попавшийся нам на горной смотровой местный был в полном восторге: попросил сфотографироваться снаружи и за рулем, восхищенно протараторил речь о британском дизайне на смеси сербского, английского и русского и умчал на старом «Опеле», подняв облако дыма. Но мне мало хрома.
«Тебе нравится хром? Обязательно сделаем такую версию — для вас и китайцев», — смеется директор по дизайну Джулиан Томсон. Он соглашается с тем, что главный конкурент Macan выглядит более спортивным внешне за счет радикально скошенной купеобразной крыши, но парирует: у Porsche есть несколько более утилитарный Cayenne, а F-Pace оказался аккурат между ними и должен обладать зарядом практичности. «Возможно, позднее мы покажем еще более спортивный SUV», — намекнул Томсон на E-Pace.
F-Pace и правда кажется практичнее, чем Macan. Багажник остается большим даже при докатке в подполе, которая таких размеров, что в любом другом автомобиле считалась бы нормальным колесом. На заднем ряду, за счет здоровенного туннеля посередине, вдвоем все же гораздо удобнее, чем втроем, но этой парочке будет максимально комфортно и за счет пространства над головой, и благодаря сиденьям, по принципу амфитеатра расположенным чуть выше передних. Здесь регулируется только спинка — электроприводом в высоких комплектациях.
И если повадки F-Pace оставляют открытым вопрос, Jaguar это все же или Range Rover, то внутри все предельно ясно. Интерьер практически идентичен новым XE и XF, но, конечно, сильно лучше обзорность. А так все на месте: фирменный полукруг, в который сливаются передняя панель и боковые дверные; классическая «ягуаровская» стежка на коже, фирменная шайба коробки передач, классная диодная подсветка, окантовывающая кожаные панели на дверях и меняющая цвет в зависимости от режима вождения либо по выбору водителя; новейшая мультимедиа-система inControl Touch Pro.
В отличие от обычной inControl Touch, которая доступна в младших комплектациях, эта модно широкоугольная. Тонкие шрифты, приятное оформление — она очень хорошо исполнена и работает идеально, с молниеносным откликом и понятным, хоть и слегка перегруженным на первый взгляд меню. В высоких комплектациях приборная панель полностью нарисована и на нее, на манер Audi TT, можно даже вывести полноформатное отображение навигационной карты — не рядом со спидометром и тахометром, а вместо них, заполнив все пространство экрана за рулевым колесом.
Но рубль все еще на дне, да и черногорский тоталитаризм еще никто не отменял. Самая простая из доступных в России версий F-Pace может отпугнуть покупателей скромными ТТХ при серьезной цене. В отличие от Европы, где кроссовер Jaguar можно купить даже заднеприводный на «механике», у нас это полный привод, 8-ступенчатый «автомат» ZF и двухлитровый дизельный двигатель нового семейства Ingenium мощностью 180 лошадиных сил — от 3 193 000 руб., не считая дополнительного оборудования. Здесь уже, если не доплачивать, не регулируются спинки задних сидений, нет функции запоминания регулировок передних, кругом пластик и комбинированный салон. Зато есть три USB-порта (два из них для задних пассажиров) и даже HDMI-вход.
Как он едет? Паспортный разгон до сотни — 8,7 с, что в сравнении с другими версиями не впечатляет. С другой стороны, он же очень легкий, построенный на той же, что и XE с XF, платформе iQ, что в переводе с ягуаровского значит «очень много алюминия», плюс к тому очень достойный крутящий — 430 Нм уже от 1750 оборотов в минуту. Так что на вопрос, Jaguar ли это, ответ звучит так: да, безусловно — ровно до того момента, когда стрелка спидометра покажет 120 км в час. После этого дизель звучит уже слегка натужно и запаса под педалью газа почти не остается.
Но мы совсем забыли, что это кроссовер. Прав был Джулиан Томсон, который подчеркнул, что они создавали не новый SUV, а новый Jaguar. Так вот, мистер Томсон, поздравляю — вы сделали и то, и другое, потому что подвеска у F-Pace с этими адаптивными амортизаторами совершенно волшебная. Информативная по микропрофилю дороги, но даже на 22-х дисках в версии First Edition безупречно комфортная — не раскачивает на асфальтовой ряби, не допускает пробоев на пересеченной местности — даже на том издевательском маршруте, кажется, целиком выложенном из острых камней, в национальном парке Ловчен.
Вот в чем парадокс: F-Pace нарисован так, что выглядит, как максимум, покорителем бордюров, но если присмотреться, то высоченный клиренс и очень короткие для премиума свесы намекнут об обратном. Нам досталось немного бездорожья, и F-Pace смотрелся там очень убедительно, но при этом никаких блокировок и прочего оффроуд-инструментария здесь не найти. Зато доступна система автоматического определения типа поверхности (нажал один раз, а дальше электроника сама решает, по льду, камням или гравию едет автомобиль и, исходя из этого, жонглирует тягой по колеса) и внедорожный круиз-контроль, который сам проведет вас на заданной скорости по сложному участку. Например, головоломному спуску — настолько радикальному, что собравшиеся зеваки забывали нажимать на кнопки фотоаппаратов. Вот только «подкапотной» внедорожной камеры в F-Pace нет — вместо нее Jaguar предлагает размахивающего руками инструктора в красном поло, стоящего где-то далеко внизу.
Впрочем, и без советчика в красном понятно: перед нами стопроцентный бестселлер, невероятно гармоничный и, наверное, самый красивый из существующих сегодня кроссоверов. И Jaguar может сколько угодно рисовать слайды с портретом нового покупателя, молодеющей на десять лет аудиторией, процентным соотношением мужчин и женщин, — все это не имеет смысла, потому что F-Pace купят все, у кого остались еще хоть какие-то деньги. «Мистер Томсон, выберите самый красивый автомобиль из этих трех: Jaguar XE, Range Rover Evoque или F-Pace», — «Почему ты выбрал именно их, я рисовал все три!» — расстроился Джулиан. Но тут же просиял: «Ну ведь младший — всегда любимчик, да?»
Алексей Бутенко
Фото: Jaguar