нa пoчту» title=»Oтпрaвить нa пoчту»>
Зaкрыть
Oтпрaвить
С 1 янвaря 2017 г. прaвитeльствo Укрaины плaнируeт вдвoe увeличить минимaльную зaрплaту — дo 3200 гривeн. Oднaкo пoвышeниe «минимaлки» бeз учeтa вaжныx фaктoрoв будeт имeть трaгичeскиe пoслeдствия.
Сeргeй Сoбoлeв
Я бы рaздeлил двe сфeры: чaстный сектор, который будет платить повышенную заработную плату со своих доходов и вопрос платы для государственного сектора. Это учителя, врачи, государственные служащие, все те, что получают заработную плату от муниципалитетов или от государства, информируют Экономические Известия.
Частный сектор. Мы понимаем, что он сейчас находится в ситуации, когда им нужно пойти на минимизацию, на сокращение рабочего дня или сокращения работников. Анализ по всем странам с переходной экономикой показывает, что резкое повышение минимальной зарплаты, тем более в два раза, означает увеличение безработицы в стране на десятки процентов. Это существенный фактор, который будет бить по частному сектору. Те, кто не смогут пойти и договориться с работниками о неполном рабочем дне, будут идти на сокращение работающих, так как запаса прочности я не вижу ни в одной отрасли экономики. У них нет таких серьезных запасов, чтобы выплачивать такую «минималку».
Государственный сектор. Здесь, одновременно, и труднее, и проще. Легче, потому что, если есть ресурс, который закладывается прямо под повышение минимальной зарплаты. Тогда это прекрасно, это будет стимулировать все процессы. Но, к сожалению, анализ с первого дня, когда я услышал об идее поднять минимальную зарплату до 3200 грн., не показал наличие необходимых ресурсов.
А потом я понял, за счет чего будет происходить эта экономия. Прежде всего, за счет того, что правительство не привязывает минимальный прожиточный уровень к минимальной зарплате. Во-вторых, повышение пенсии будет всего на 10%, а не в два раза, как это спланировано по минимальной зарплате. Кроме того, целые категории будут переходить на тотальную уравниловку, что очень опасно. Наш анализ показывает, что, как минимум, 1-8 разряд тарифной сетки уравняют, когда до 3200 грн. вытянут практически всех. Это напоминает сегодняшнюю ситуацию с пенсией, когда 80-85% пенсионеров получают условно минимальную пенсию и только 15-20% — другую сумму. Если учесть все факторы — можно сказать, что все это авантюра чистой воды.
Читайте: Завтра Тимошенко и Наливайченко объявят о формате будущего сотрудничества, — Сергей Соболев (ВИДЕО)
Когда наши специалисты начали переводить все это в цифры, мы поняли, что для того, чтобы «минималка» была 3200 грн., надо было сразу закладывать около 178 млрд. грн. в год. Это если соответствующая «минималка» была хотя бы примерно приравнена к прожиточному уровню. Если мы повышаем минимальную заработную плату в два раза, а минимальный прожиточный уровень планируют поднять только на 10%, то это можно назвать настоящим «театром абсурда», который показывает дальше ту пропасть, которая увеличивается между минимальной зарплатой и минимальным прожиточным уровнем. Если их держать хотя бы на том уровне, как было при Юлии Тимошенко — 90% — то на это нужно 178 млрд. грн. дополнительного ресурса. Если же сделать «тотальную уравниловку», то можно обойтись суммой в 40-42 млрд. грн.
Если мы делаем минимальную зарплату 3200 грн., нам нужно подтягивать и минимальную пенсию. По нашим подсчетам, для этого нужно еще около 160 млрд. грн., но, оказывается, и это никто не делает. Пенсию поднимают лишь на 10%. Можно спрогнозировать, что это где-то около 20 млрд. грн., которые все равно нужно закладывать, и это при дефиците в Пенсионном фонде в 156 млрд. грн., который прямо дотируется из бюджета.
Единственные, у кого не будет экономии — это те, кто были привязаны к минимальным заработным платам. Это самые высокие средние чины прокуратуры, всех новосозданных органов, которые и так получают высокие зарплаты (40-120 тыс. грн.), увеличение всех высоких силовых структур. Это будет касаться именно среднего и высшего звена, а не низового, где как раз сейчас и есть смехотворные зарплаты. Фактически, мы получим страну, в которой все силовики по плате будут оторваны в десятки раз. Здесь правительство спохватилось и хочет разорвать этот «порочный круг» привязки к минимальной зарплате именно в эти структуры.
Читайте: Ключевые две нормы пенсионного законодательства — социально несправедливые
Так что если не закладываются ключевые вещи, такие как деньги в бюджет, средства под реальную дифференциацию заработных плат через тарифные разряды и если нет других стимулов для частного бизнеса, чем налоговое давление, то вся эта затея может быстро обернуться очень трагическими последствиями.
Сергей Соболев, народный депутат (фракция «Батькивщина»)