фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
В Aрбитрaжный институт Тoргoвoй пaлaты Стoкгoльмa с прoсьбoй o взыскaния с «Нaфтoгaзa» дoлгa зa пoстaвлeнный в 2013 и 2014 гoдax гaз «Гaзпрoм» oбрaтился в июнe 2014 гoдa. Трeбoвaния «Гaзпрoмa» дo вынeсeния пoслeднeгo счeтa сoстaвляли $31,75 млрд. Учитывaя взыскания, которые российская монополия рассчитывает получить за прошлый год, они выросли до $37. В соответствии с межправительственным соглашением, Украина обязана оплатить его в течение 10 дней.
О чем идет речь. История старая, но не забытая. Условия «бери или плати»действует повсеместно, не только при расчетах за газ между Россией и Украиной. То же правило регулировалось более 10 лет назад при экспорте российского газа в, например, Турцию. Для Украины оно было прописано в соглашении от 2009 года. Это правило предусматривает ситуацию, когда импортер не в состоянии выбирать столько газа, на которые подписался. Чтобы Экспортер не терял дохода, импортер обязывается выплачивать ему среднюю рыночную цены невыбранного газа. То есть, даже если стране-импортеру не понадобились заявленные объемы, то она их обязана оплатить.
В III квартале 2015 года, когда стало понятно, что Украина не в состоянии опелатить хоть какой-то газ (пусть из России или из стран ЕС), «Газпром» предложил перепесать действующий контракт и отменить это правило. Киев отказался это сделать. Украина продолжила закупать «голубое топливо» по ресерсным схемам в Европе, несмотря на то, что этот газ был гораздо дороже, нежели предлагаемый Россией.
Тем не менее, согласно между «Газпромом» и «Нафтогазом» контракту от 2009 года, действует до сих пор. В соответствие с ним, украинская компания (даже если она не закупает газ для внутреннего потребления) обязана ежегодно оплачивать минимальное годовое количество «голубого топлива». В середине декабря 2016 года глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что в случае проигрыша в Стокгольмском арбитраже по иску «Газпрома» украинская сторона будет вынуждена выплатить $37-38 млрд. Теперь Россия предъявила новый иск и размер претензий дошел именно до такой суммы.
С одной стороны, в настоящее время Киев не закупает газ для своих целей у «Газпрома» с конца 2015 года. При этом через украинскую территорию продолжает проходить транзит топлива в Европу. Вместе с этим, необходимо не забывать, что Украина нарастила выборку газа из своих подземных хранилищ до беспредельного максимума. Скоро, «Нафтогазу» будет нечего поставлять в Европу и придется отбирать «голубое топливо» из экспортных труб.
«Вопрос не простой. Зима в этом году гораздо холоднее. Технически Украина может закупать российский газ, так как газ, который она импортирует по реверсным схемам также имеет российское происхождения, но стоит гораздо дороже. Кроме того, такие закупки значительно ограничивают потребление украинских заводов. Но если будет воровать газ, то Киев исключит себя из надежных транзитеров российского газа в ЕС. Россия будет строить газопровод «Северный проток — 2», который нанесет уход доходам украинского бюджета минимум на $1 млрд в год. В Российско-украинском договоре четко сказано, что существуют штрафные санкции. Когда мы начнем диалог с ЕС по строительству новых трубопроводов, то ЕС задумается — там есть много политиков, которые против оставления Украины в качестве транзитной страны. У «Газпрома» в этом моменте есть конкретный аргумент. А у Киева нет. Есть три фактора, на которые Европа может обратить внимание: во-первых, Украина всех достала; во-вторых, меняется европейская элита, которая вряд ли будет в таким пиететом относиться к Киеву; в-третьих, существует фактор нового американского президента Трампа, которому совершенно плевать на Порошенко и который, вполне возможно, откажется от такой серьезной поддержки этой страны», — отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопастности Константин Симонов.
Читайте материал «В суде Лондона решают судьбу трехмиллиардного украинского долга России»