Aнуш Сoгoмoнян
«Блaгoдaря рaзвитию элeктрoннoгo нoтaриaтa мы прeдлaгaeм нaсeлeнию нoвыe публичныe сeрвисы нoтaриaльныx дeйствий, кoтoрыe рaньшe кaзaлись нaм просто немыслимыми, – отметил на состоявшемся на этой неделе пресс-обеде, приуроченном ко Дню нотариата в России, президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. – Так, к примеру, только за март-апрель 2017 года сервисом проверки доверенностей воспользовались свыше 110 тыс. раз, а к реестру, позволяющему проверить движимое имущество на предмет кредитной чистоты, за последние три года обратились уже более двух миллионов человек. А возможность нотариуса изготавливать документы в электронном виде позволяет упростить реализацию некоторых прав граждан и юридических лиц».
Напомним, в конце 2015 года нотариусы получили право совершать нотариальные действия и путем изготовления электронных нотариальных документов (ч. 1 ст. 44.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I; далее – основы законодательства о нотариате). Так, граждане и юридические лица могут оформить у нотариуса не только бумажные, но и равнозначные им по юридической силе электронные документы. К примеру, можно составить нотариально заверенную электронную доверенность или заверить договор, заключенный в электронном виде. Эта услуга может пригодиться, когда, к примеру, нужно срочно представить заверенный нотариусом документ в другой город. А по словам руководителя пресс-службы Федеральной нотариальной палаты Георгия Краснова, в 2016 году равнозначность бумажных документов электронным была удостоверена нотариусами более 188 тыс. раз, и более 92 тыс. раз – электронных документов документам в бумажной форме.
Отметим, что удостоверение равнозначности электронного документа бумажному носителю означает подтверждение тождественности содержания изготовленного нотариусом электронного документа содержанию документа, представленного нотариусу на бумажном носителе (ст. 103.8 основ законодательства о нотариате). При этом, для получения удостоверенного в электронном виде документа, гражданин обязан подписать его в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью, которая должна быть проверена нотариусом (ч. 2 ст. 44.2 основ законодательства о нотариате, ст. 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Вместе с тем, как следует из имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ подготовленных ФНП материалов , пока невозможно предъявить отсканированный документ, к примеру, сотруднику органа власти, у которого отсутствует цифровая подпись, даже если документ был удостоверен нотариусом, так как без цифровой подписи получатель не сможет проверить действительность предъявляемого электронного документа. В ином случае проблем не возникнет. Это ограничение связано с тем, что для того, чтобы проверить, что электронный документ действительно был нотариально удостоверен, получатель должен иметь собственную электронную подпись. Но, как отметил Константин Корсик, в нотариальном сообществе обсуждаются также новые решения для перехода в электронный, безбумажный документооборот.
В каких случаях является обязательным нотариальное удостоверение доверенности на управление и распоряжение транспортным средством, узнайте в материалах «Доверенность» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
«Основой электронного нотариата выступает Единая информационная система нотариата, которая функционирует с 1 июля 2014 года, – пояснил он. – Сегодня в нашей системе ведутся электронные реестры по открытым наследственным делам и уведомлениям о залоге движимого имущества. С 1 января 2018 года будет осуществлен переход на полную электронную регистрацию всех нотариальных действий».
Однако, по словам члена Правления Федеральной нотариальной палаты Александры Игнатенко, помимо электронных документов, сохранится бумажный архив. «Сейчас идет активная работа по разработке проекта федерального закона о внесении изменений в закон об архивном деле [Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» – Ред.], которым предлагается придать особый статус нотариальному архиву», – рассказал она. В случае принятия предложения ФНП станет понятным, куда может обратиться гражданин при утрате документа, сколько лет хранятся те или иные нотариальные документы и кто отвечает за их сохранность.