нa пoчту» title=»Oтпрaвить нa пoчту»>
Зaкрыть
Oтпрaвить
Срeдствa мaссoвoй инфoрмaции взoрвaлись нoвoстью o визитe бывшeгo гoсудaрствeннoгo сeкрeтaря СШA Гeнри Киссинджeрa к нoвoизбрaннoму прeзидeнту стрaны Дoнaльду Трaмпу.
Юрий Лукaнoв
Oб этoм нaписaлo бритaнскoe издaниe «The Independent» со ссылкой на немецкий таблоид «Der Bild». Согласно этим изданиями, 93-летний Киссинджер предлагает в ответ на вывод российских войск с востока Украины признать Крым российской территорией. Таким образом, по его мнению, будет остановлена новая холодная война, информируют Экономические Известия.
5 марта 2014 г., еще до «референдума» в Крыму, Киссинджер опубликовал статью в «The Washington Post», в которой рассуждал, как достичь компромисса по полуострову. Он отмечал, что Россия никогда не признает Украину иностранным государством, поскольку для России слишком много завязано на Украине. Он предлагал Украине быть мостом между Востоком и Западом и никогда не присоединяться к НАТО. А Украине предлагалось усилить автономию Крыма (хотя куда еще усиливать? Там была своя Верховная Рада и свое правительство — Авт.) Провести в Крыму выборы под наблюдением международных наблюдателей и избрать политику примирения между различными частями страны.
Теперь он пошел дальше. Предлагая отдать Крым, он доказывает необходимость восстановить баланс сил между США и Россией. Мол, это будет способствовать улучшению глобальной стабильности.
Словосочетание «баланс сил» — это не просто слова. Это термин, описывающий определенное понятие. Концепция баланса сил в международных отношениях возникла в XVIII веке после концепции национальных государств, которую в средневековье сформулировал известный по «Тремя мушкетерами» кардинал Ришелье. В те времена происходил процесс образования национальных государств, и их предлагалось воспринимать как единицу отсчета международной политики.
Идея баланса сил была следующим этапом, она была выдвинута и поддерживалась Великобританией. Принцип баланса сил имел в виду невозможность допущения в Европе доминирования одного государства или союза государств над другими. Когда какое-либо государство начинала усиливаться, то Великобритания устанавливала союз с его конкурентами. Понятное дело, что ослабление тех или иных государственных образований приводило или к поглощению их другими или к установлению контроля над ними более сильными государствами-хищниками. В политике царило право сильного.
Ситуация начала меняться, когда в 1919 г. американский президент Вудро Вильсон на Парижской конференции по итогам Первой мировой войны предложил руководствоваться принципом самоопределения наций. Это на первый взгляд было созвучно с идеей национальных государств, но подразумевались существенные отличия. Вилсон подчеркивал необходимость отказаться от закрытой международной политики. То есть не заключать никаких секретных соглашений. Он считал, что вся политика может открыто обсуждаться.
Только после Второй мировой войны этот принцип был полностью воплощен в жизнь. Он еще предусматривал необходимость нерушимости границ государств, то есть уважения к национальному суверенитету и территориальной целостности. Этот принцип позволил обеспечить спокойствие в течение нескольких десятилетий. Конечно, случались войны, но их нельзя было сравнить по кровавости с произошедшими в первой половине двадцатого века.
Но Путин грубо нарушил этот принцип. Очевидно, что не было никакой необходимости захватывать Крым. Путиным двигали только политические амбиции восстановить советскую империю.
И вот Генри Киссинджер предлагает удовлетворить аппетиты Путина, лишь немного ограничив их выводом войск из Донбасса. Предлагает вернуться к балансу сил, который предусматривал доминирование слабого над сильным. Принципу, отошедшему в прошлое. Таким образом, бывший государственный секретарь является сторонником создания прецедента, когда государство-хищник может уничтожать слабую государство, забывая при этом о нормах международного права и о принципе нерушимости территориальной целостности. Если завтра какому-то государственному хищнику захочется кого-то съесть, то он будет ссылаться на этот пример.
Непосредственно для Украины это означает потерю части территории. Наверное, не стоит после этого ожидать со стороны Москвы никаких возмещений за нанесенные войной убытки. Общество, напрягавшееся из последних для защиты своей независимости, будет загнано в депрессивное состояние. Можно предположить, что на экономике все это скажется далеко не лучшим образом.
Кроме того, Украина, как никто другой, ощутила на себе, что Москва нарушает свои обещания, как только подвернется удобный случай. Поэтому верить, что Путин, получив Крым, угомониться может только очень наивное существо. Остается надеяться, что новоизбранный президент Дональд Трамп не станет прислушиваться к советам такого рода.