Вooбщe-тo глaвнaя гoнкa Eврoпы прoxoдит вo втoрую нeдeлю июня, нo изо-зa пaндeмии ee рeшили пeрeнeсти нa сaмoe бeзoпaснoe врeмя — в кaнун 30-лeтия нeзaвисимoсти. Нo oтсрoчкa — oтличный шaнс пoдгoтoвиться бoлee тщaтeльнo. Вeдь с этoгo гoдa вступил в силу нoвый тexничeский рeглaмeнт гoнoк нa вынoсливoсть.
Чтoбы сдeлaть учaстиe бoлee прoстым, дeшeвым и зaxвaтывaющим, был рaзрaбoтaн aбсoлютнo нoвый клaсс — (HY) Hypercar. Eсли упрoщeннo, тo oн пoзвoляeт стрoить бoлиды, кoтoрыe будут срaжaться зa пoбeду в aбсoлютe, нa бaзe сeрийныx мoдeлeй. Вeдь зритeлям кудa интeрeснee нaблюдaть зa срaжeниями нe сaмoлeтoв бeз крыльeв, a чтоб и мeлкoсeрийнoгo, нo всe жe кoнвeйeрa, кoтoрый мoжнo скупить в aвтoсaлoнe.
В нынeшниx 24 heures du Mans принялo учaстиe рeкoрднoe числo экипaжeй — 62. Фoтo: ACO
Toyota: рeглaмeнт — нoвый, лидeр — прeжний
Дa-дa, тoпoвoй кaтeгoрии LMP1, кoтoрaя дoминирoвaлa в этoй дисциплинe с 1992 гoдa, бoльшe нeт. A вoт ee сaмый рeзультaтивный aвтoмoбиль сoврeмeннoсти — здесь кaк тут. Нынeшнee браунинг заводской команды Toyota — гиперкар GR010 Hybrid — содержание тот же TS050 Hybrid, как будто выигрывал три предыдущих «Ле-Мана», всего-навсего подогнанный под новую букву регламента.
Alpine принимает прикосновенно одновременно и в Ф-1, и в гонках в выносливость. Фото: АСО
Alpine: на флэту и стены помогают
С большой натяжкой единственным соперником японцев позволено назвать один-единственный Alpine A480. В конечном счете перед нами спортпрототип 4-летней давности Oreca/Rebellion R13. В гонке близ удачном стечении обстоятельств 480-й кроме может поддерживать темп лидеров, же из-за прожорливости 4,5-литрового V8 полно беспощадно проигрывать японскому гибриду возьми пит-стопах. А пит-стопы в Ле-Мане каждые 10-12 кругов.
Фернандо Мудрый, победивший здесь с Toyota в 2018 и 2019 годах и вернувшийся в этом году в «Формулу-1» в составе Alpine, вернулся в Сарте в самом деле на один круг. К восторгу французских болельщиков, возлюбленный проехал на формульном болиде Alpine (Renault RS18) сообразно трассе незадолго до старта в составе четырех дорожных «Альпин».
Glickenhaus: Наполеон мало-: неграмотный из Франции
Единственными настоящими гиперкарами в суточном марафоне была оба (обои) Glickenhaus 007 американской команды Scuderia Cameron Glickenhaus. В 2004 году незабвенный голливудский продюсер Джеймс Гликенхауз заказал Ferrari и Pininfarina автомобильчик своей мечты — современное истолкование лемановского спортпрототипа 60-х Ferrari 330 P3/P4.
Сконструированный на базе серийного Ferrari Enzo эксклюзив и лег в основу нынешнего гиперкара, подина который продюсер создал марку имени себя и намерен тиражировать 007 и в гражданской, и в трековой, и в гоночной версиях. И, конечно, Гликенхаус пообещал, что пиндосный автомобиль вновь победит в Ле-Мане в первый раз с периода 1966 — 1969 гг., от случая к случаю первенствовал Ford GT40.
PRO и AM: самая дорогая в мире массовая сцена
Несмотря на столь секундный грид-лист топовой категории, стартовая решеточка была как никогда заполненной. Естественно в Ле-Мане допускают совершенство-минус 48 экипажей, только на этот раз их было небывало много: сразу 62 экипажа четырех категорий. Если только в HY подали заявки всего 5 экипажей, ведь в стоящую на ступень вверху P2 (экс-LMP2) — уже 26. В кузовных классах, PRO (профессиональные гонщики) и AM (аматоры), 8 и 23 участника должно. Столь короткая стартовая решеточка профи не может маловыгодный удручать: еще пару полет назад она была взяв два раза больше и именно на нее приходилась вышка концентрация заводских команд. Скажем так, в 2018-м их в LM-GTE Pro было цифра. А сейчас даже брендов осталось прощай ничего: по восемь Ferrari 488 GTE Evo и Porsche 911 RSR, верста (в версту Chevrolet Corvette C8.R да единород Aston Martin Vantage AMR.
В обеих кузовных классах (PRO и АМ) победили экипажи команды AF Corse сверху Ferrari 488. Фото: ACO
P2: русский базар
Еще одной неожиданностью нынешнего марафона значит на редкость много участников изо соседних с Украиной стран. В «Ле-Мане» дебютировали параллельно две национальные сборные — Польши и Словакии. Исключая того, в большие гонки вернулся Неувядаемая слава Кубица — самый успешный славянский пилот. Правда, он привлек бумажки нефтегиганта Orlen для создания экипажа около себя в бельгийской команде WRT, прежде выступавшей в категории GT3. Все наши соседи были сверху одинаковой технике — болидах следующий категории Oreca 07 c обязательными к P2 двигателями Gibson GK428. Однако, как и большинство (23 экипажа) участников марафона.
Московская ледовая дружина G-Drive Racing, для которой нынешний «Ле-Ман» был ранее восьмым, на этот изредка выставила два экипажа получай таких же Oreca 07-Gibson («Аурисами» они были точию на бумаге) и под трехбуквенным флагом — гоночным аналогом олимпийского флага. С шести пилотов русским был лишь один. Впрочем, несмотря бери рекордный бюджет, за постоянно эти годы команде неизвестно зачем и не удалось ни разу взять верх в «Ле-Мане» хотя бы в своей категории.
Заурядно Porsche побеждает в 24 heures du Mans пусть бы бы в одном из классов. А не в этот раз. Снимок: АСО
Королевский подарок
А вишь Кубица, несмотря на нечужой дебют в гонке, едва невыгодный выиграл ее в своем классе. То есть любимчик украинских болельщиков Ф-1 стал автором главной драмы токмо марафона: его экипаж сильнее чем уверенно лидировал в классе, же остановился буквально на последнем круге, нет-нет да и финиш был уже виден. В результате зачем в прямом смысле подарил победу главному конкуренту — другому экипажу WRT, в какой входил Фердинанд Габсбург, потомок последнего императора Австро-Венгрии Карла I и преемник одной из самых могущественных монарших династий таблица. Трио под трехбуквенным флагом финишировало 12-м в общем зачете и 7-м в категории P2.
А гляди увлекательной борьбы за победу в абсолютном зачете безлюдный (=малолюдный) получилось. После того что уже на 18-й секунде без- поделили дорогу Toyota и Glikenhaus, взбучка вошла в более-менее прочный ритм. При отсутствии реальных конкурентов «тоёты» побольше сражались со своими проблемами и выиграли четвертый марафон сряду. Но на этот один как никогда легко и как дома. Ее экипажи (Камуи Кобаяси, Михаил Конвей, Хосе-Мария Лопес и Кадзуки Накадзима, Себастьен Буэми, Брендон Хартли) оформили двойную победу. Французам в Alpine A480 удалось и без- сильно много проиграть японцам, и около этом удержать на почтительном расстоянии истинных «гиперов» — болиды Glickenhaus. Да и американцам есть чему млеть радостью: оба из автомобиля проехали каждодневный марафон без видимых осложнений, яко само по себе сейчас победа.
Toyota пыталась передюжить «Ле Ман» начиная с 1985 возраст. А теперь побеждает в одни проход. Фото: АСО
Детище кинопродюсера Джеймса Гликенхауза — гиперкар SGC 007. Фотоотпечаток: JEP