фoтo: pixabay.com
Министр РФ пo дeлaм Сeвeрнoгo Кaвкaзa Лeв Кузнeцoв oтмeтил двa ключeвыx пoлoжeния зaкoнoпрoeктa. Пeрвoe: рeгиoны сaми рeшaют, ввoдить нa свoeй территории сбор или нет. Второе: размер взноса регионы устанавливают так же сами. 100 рублей в день сейчас — это максимальная сумма.
Собранные средства должны пойти на развитие туризма в регионах-участниках проекта.
Да, нелегко быть российским туристом. Представьте, что вы решили поддержать «отечественного производителя» и направились в Крым всей большой семьей из трех человек. Дней эдак на десять. Копили весь год, откладывали. А тут — такой финт ушами. К расходам в итак недешевом Крыму добавляется ощутимые — 3000 рублей. Учитывая нередко не лучший сервис, подобные сборы напрочь отбивают охоту отдыхать на Родине. С кого будут деньги-то собирать?
Свой комментарий о введении в России курортного сбора «МК» дал президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
— В нынешних условиях курортный сбор, конечно, может быть введен в порядке эксперимента. Но относиться к этому инструменту нужно крайне осторожно. Потому что главной угрозой развитию внутреннего туризма, помимо относительно невысокой платежеспособности населения, является увеличение стоимости туристского продукта, в частности за счет возрастания фискальной нагрузки. Дело в том, что в настоящий момент регионы переходят на взимание налогов на землю и имущество по кадастровой оценке, что само по себе может существенно увеличить издержки предприятий туриндустрии — гостиниц, санаторий и других коллективных средств размещения. Если, конечно, не будут применяться льготные тарифы, как это сделано в Москве по отношению к гостиницам. В этих условиях, когда растут тарифы на пассажироперевозку, когда увеличиваются издержки коллективных средств размещения любой дополнительный рубль обязательных платежей — неважно, со стороны предприятий или населения — приближает продукт к верхней границе спроса, за которым следует его резкое снижение. Поэтому в условиях, когда снижается курс доллара и евро и уже начался динамичный рост спроса на поездки за рубеж, увеличение стоимости отечественного турпродукта — реальный путь к снижению его конкурентоспособности.
Вообще курортный сбор или подобные платежи за рубежом применяются в основном в странах и регионах очень успешных с точки зрения туризма. Где настолько устойчивый турпоток, что незначительное увеличение стоимости продукта, который как правило возвращается туристам дополнительными услугами со стороны муниципалитета, ощутимого влияния на прибытие не оказывает. Но на нынешнем этапе это явно не наш случай. Поэтому крайне важно, чтобы результаты эксперимента были тщательным образом изучены. И если в дальнейшем этот опыт будет применяться, то географию сбора надо ограничить курортами федерального значения. Иначе он начнет «гулять» по стране в виде нового коммунального налога, идея которого может быть очень дружно поддержана регионами с дефицитным бюджетом. А таких сейчас — большинство.