Eкaтeринa Чeрнявскaя
К тaкoму вывoду пришли экспeрты службы Прaвoвoгo кoнсaлтингa ГAРAНТ. Рeчь шлa o ситуaции, кoгдa кoмпaния, уплaчивaющaя бaнку плaту зa эквaйринг, жeлaлa кoмпeнсирoвaть эти зaтрaты за счет клиентов, которым оказывала услуги. Таким образом, клиенты, оплачивая конкретную услугу наличными, платили бы меньше по сравнению с теми, кто выбрал расчет банковской картой.
Свою позицию эксперты обосновали тем, что продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать различные цены в отношении одного и того же вида товаров (работ, услуг) в зависимости от способа их оплаты продавцу (исполнителю) посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов (п. 4 ст. 16.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»). Таким образом, даже если организация уплачивает процент по договору эквайринга, увеличить стоимость услуг, оплачиваемых безналично, она не вправе. Ведь это будет приводить к тому, что одна и то же услуга будет иметь разную стоимость для потребителя и нарушать его права. Напомним, что по договору эквайринга банк осуществляет прием платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ и услуг продавца (исполнителя) через специальный терминал, а компания-клиент банка платит за эту банковскую услугу (п. 1.9. Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием»). Через этот терминал средства поступают на расчетный счет продавца (исполнителя) с удержанием банковского процента.
Такое же толкование данные нормы находят и в судебной практике. К примеру, общество А. продавало авиабилеты стоимостью 300 руб. за штуку при оплате наличными и 360 руб. – при безналичном расчете. Потребитель, посчитавший, что его права нарушены, обратился в с жалобой в Роспотребнадзор. Ведомство провело в отношении общества А. внеплановую документарную проверку и вынесло предписание установить единую цену на оказываемую услугу вне зависимости от способа оплаты. Общество неоднократно пыталось обжаловать данное предписание в судах, аргументируя это тем, что приобретение билетов посредством наличного и безналичного расчета являются различными услугами в силу cущественных отличий по проводимым технологическим операциям. Суды оставили предписание Роспотребнадзора без изменения, указав на то, что потребители, обращающиеся за приобретением товара или услуги вне зависимости от способа оплаты, имеют единую потребность, а следовательно, установление разной цены на товар (услугу) в зависимости от способа оплаты нарушает их права (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2015 г. № 02АП-9610/15).
Другие судебные решения, касающиеся порядка и формы оплаты потребителем выполненной работы (оказанной услуги), можно найти в «Энциклопедии судебной практики. Закон о защите прав потребителей» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, что за нарушение прав потребителя, связанных с оплатой товаров, работ или услуг, установлены административные штрафы в размере 15-30 тыс. руб. для должностных лиц и 30-50 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 4 ст. 14.8 КоАП).