фoтo: Миxaил Кoвaлeв
Мeжду тeм дaнныe o мaссoвoй фaльсификaции пищeвoй прoдукции, привeдeнныe пoмoщникoм глaвы Рoссeльxoзнaдзoрa, явнo нe были случaйнoй oгoвoркoй чинoвникa. В свoeм выступлeнии Aлeксeeнкo дaжe привeл кoнкрeтныe примeры нaрушeний. Скажем, на рыбном рынке фальсификации заключаются в подмене наименований, а также в «накачивании» рыбы полифосфатами, для того чтобы глазурь удерживала больше влаги.
Вообще же, если верить Алексеенко, мошенники добрались буквально до всех видов продуктов, за исключением одного — пищевого яйца. «Его фальсифицируют только в Китае, у нас нет», — отметил официальный представитель Россельхознадзора.
В Роспотребнадзоре, однако, не подтвердили данные о том, что четверть продуктов питания в России устойчиво фальсифицируется. Согласно заявлению пресс-службы ведомства, качество большинства российских продуктов серьезных нареканий не вызывает. Вопросы есть лишь по некоторым категориям импорта — особенно по рыбной и бахчевой продукции. По официальным данным Росстата, общий объем не соответствующей требованиям качества еды за 11 месяцев 2016 года составил среди мяса и птицы 6,6%, рыбы — 5,8%, кондитерских изделий — 3,7%.
Если относительно конкретных цифр позиции двух надзорных ведомств довольно существенно расходятся, то в отношении предлагаемых для исправления ситуации мер они практически совпадают: оба выступают за ужесточение экономической ответственности за фальсификацию продуктов. Роспотребнадзор предложил в октябре 2016-го дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей — о введении за сбыт фальсифицированных продуктов штрафов для предпринимателей, которые должны составить от 30 тыс. до 1 млн рублей с возможной конфискацией имущества. Ранее Роспотребнадзор предлагал ввести уголовную ответственность за продажу поддельных продуктов питания в детских садах, школах и больницах и карать за это либо штрафом в 3 млн рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Но пока фальсификаторам серьезные штрафы и реальные сроки не угрожают, хотелось бы понять, насколько качественную продукцию мы потребляем. В конце декабря 2016 года ученые Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовали доклад, из которого следует, что в России 9% всей продукции находится в нелегальном обороте, а объем рынка подделок равен примерно 2,5 трлн рублей.
Правда, в это число включены подделки по широкому кругу потребительских товаров, включая изделия легкой промышленности и личной гигиены, парфюмерной, косметической и табачной продукции. Если же говорить о том, что мы едим и пьем, то исследователи из ВШЭ насчитали, что на отечественном рынке алкоголя фальсифицируется 40% продукции, продовольствия — 10%.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), считает, что в конце концов не так уж важно, какая из цифр, характеризующих объем фальсификата, ближе к истине — 10%, 25% или 40%. В любом случае доля некачественной продукции на российском продовольственном рынке сейчас самая высокая за последние лет пятнадцать, утверждает эксперт. По его словам, на Западе действует стандарт — допустимо не более 5% фальсификата. Там считается, что это не идет в ущерб конкуренции. «В итоге жульничает одна компания из двадцати. А когда безнаказанно и с выгодой для себя жульничают пять компаний из двадцати, то у оставшихся пятнадцати есть искушение повторить «успех» коллег. Ясно, что у них издержки ниже за счет применения более дешевых технологий, ингредиентов и добавок, а выручка — выше. Ведь проще заплатить 300 тысяч рублей штрафа, чем строго соблюдать технический регламент», — поясняет глава КонфОП.
По его мнению, любое превышение пятипроцентного барьера свидетельствует о неэффективности действий правительства по предотвращению массовой фальсификации продуктов питания. «Число мошенников на рынке огромно. Ситуация критическая», — говорит Янин.
Потребителям, озабоченным тем, чтобы защитить себя от подделок, эксперт советует переходить на покупку базовых, промышленно не переработанных продуктов: круп, овощей, фруктов, мяса, молока, яиц. «Покупка же других, более сложных продуктов питания сегодня превращается, по существу, в игру на удачу», — полагает эксперт.