нa пoчту» title=»Oтпрaвить нa пoчту»>
Зaкрыть
Oтпрaвить
Нaтaлья Зaбoлoтнaя сoбирaeтся пoдaвaть в суд нa Минкульт
– зaмeститeлeм министрa. Aвтoр: Виктoр Сeмeнoв
Дурaки, зaвистливыe дурaки!»
Нaкaнунe кoнкурсa в СМИ рaзгoрeлся скaндaл из-зa тeндeрa нa рaзрaбoтку прoeктa рeкoнструкции, кoтoрый в сжaтыe срoки прoвeл Нaцмузeй. В чaстнoсти, вoзрaжeния культурныx экспeртoв вызвaлo включeниe в кoнкурсную кoмиссию срaзу двуx прeдстaвитeлeй oргaнизaции УТOПіК (Укрaинскoe oбщeствo oxрaны пaмятникoв истoрии и культуры) − Eлeны Титoвoй и Aнны Андерс. Генеральная прокуратура Украины начала проверку причастности Табачника к скандалу с похищением из Кабмина полотен Глущенко только в 2015 году − когда Табачник уже скрывался за границей после падения режима Януковича. руководителя музея Юлия Литвинец. «Я подала прошение об отводе главы комиссии Николая Яковины, мотивируя это тем, что он не может обеспечить независимое и непредвзятое голосование. 20 лет назад мои работы скидывали палками, теперь они в музеях Бордо. В этот период музейную сферу курировал первый вице-премьер в Кабмине Януковича Дмитрий Табачник. Как уже писали Eizvestia.com, ход проведения конкурса неоднократно критиковался. Это люди, которые не держали в руках краски. А там теперь все будет как раньше: будут дерибанить зарплату, это будет дохловатое и, как говорится, «похоже на современное искусство». Я не увидела у Литвинец самой программы. По словам присутствовавшего на заседании адвоката, Яковина, являясь главой комиссии, перед началом голосования высказал личную поддержку Литвинец и дал ей подчеркнуто лестную характеристику. А нам даже рот не дали открыть. Мне нравятся и Литвинец, и Заболотная, но нужно отметить, что Заболотная готовилась. Ранее похожая ситуация возникла вокруг выбора нового генерального директора «Мыстецького Арсенала». Это дало повод собравшимся на заседании комиссии в Минкульте шутить на тему «музея в мехах» как результате будущей реконструкции. Режиссер Роман Балаян сообщал в интервью «Громадському радіо», что на членов конкурсной комиссии в ходе работы оказывалось давление. министра культуры, а в 2008-2010 гг. Она была показана и было видно, что она отработана. А на финальное заседание комиссии пришли неизвестные люди в камуфляже, которые провоцировали конфликты в зале и выкрикивали речевки с поддержкой Островской-Лютой. Юлия Литвинец пока публично не комментировала свою победу. Литвинец представила просто отчет о деятельности и о проблемах художественного музея на сегодняшний день. Напомним, за последнее время это уже второй конкурс на должность руководителя крупной культурной организации, сопровождаемый скандалом. был и.о. [В музее] будут посиделки телочек. Ну прямо рекламную кампанию Литвинец в конце устроил: «Давайте все скажем спасибо за то, что в 2014 году (во время столкновений на улице Грушевского – ред.) не сгорел музей». Мельник обвинял Кабмин в возвращении музею поддельных работ Николая Глущенко, вместо ранее выданных настоящих, а также бесследном исчезновении нескольких картин. Это было шоу! Посмотри на мои руки, все в труде! На Майдане в меня и моего товарища граната попала, когда мы фотографировали − так нам что за это, памятник должны поставить? Остальными членами конкурсной комиссии, которая должна была определить нового гендиректора НХМУ, были искусствовед Людмила Миляева, главный хранитель фондов музея имени Ханенко Елена Крамарева, профессор кафедры дизайна и теории искусства ПНУ Богдан Губаль, театральный режиссер Влад Троицкий, художественный критик Ольга Балашова, музыкант и галерист Павел Гудимов. Однако сама процедура конкурса вызвала множество нареканий. Грузом в будущее можно назвать и одну из самых скандальных историй, которая сопровождала Национальный художественный музей и Юлию Литвинец в последние годы. Художник Арсен Савадов, также присутствовавший на заседании, дал ему весьма резкую оценку:
«К сожалению, конкурс был предвзятый. Сегодня, насколько я вижу, вся общественность активно обсуждает, что же это было и возможно ли такое решение конкурса, когда вообще нет программы развития, и по какому принципу вообще происходит конкурс», говорит Салата. Как считает Заболотная, работа комиссии нарушила часть 7-ю ст.21-3 Закона Украины «Про культуру», согласно которым члены конкурсной комиссии должны быть непредвзятыми и независимыми. Единственной соперницей Литвинец в рамках конкурса была Наталья Заболотная, экс-руководитель «Мыстецького Арсенала». Согласно официальной биографии, Литвинец была назначена главным хранителем фондов НХМУ в 2002 году в возрасте 26 лет. Присутствующая на заседании комиссии эксперт РПР-Культура Елена Салата говорит, что программа развития музея Заболотной, была более конкретной, чем у Литвинец. Никаких закупок, никакого современного искусства там не будет. Она также отметила, что готова обратиться в суд. По результатам голосования комиссии, выбиравшей нового гендиректора Национального художественного музея Украины, с перевесом в один голос победила нынешняя и.о. Закон предполагает, что комиссия должна услышать программы развития музея, это именно то, что и представила Заболотная. Единственным участником и победителем тендера с заказом на 880 тыс. Она – профессионал, четко понимает предмет разговора. Однако он продолжил работу. Они все хорошие, никто не против, но за последние 20 лет в музее эффекта не было никакого. На пресс-конференции министр заявил, что Юлия Литвинец, как хранитель фондов, писала заявление об уходе, однако в итоге отказалась от него и осталась на своей должности. Предвзятая оценка комиссии меня просто возмутила, особенно выступление Яковины. В 2016 году Мельник в интервью «Укринформу» заявил о том, что следствие о возвращении картин в музей не двигается с мертвой точки. Мы в искусстве по 30 лет и нам судить. В этом и есть различие. В ходе заседания в Минкульте Литвинец, отвечая на вопросы журналистов, назвала информацию об победителе тендера «перекрученной». По выводам моего адвоката и по настоятельному требованию присутствующей на протяжении конкурса общественности, у нас есть все основания обратиться в суд и выиграть его», сообщила Заболотная. Наталья Заболотная в комментарии сообщила, что собирается обратиться к министру культуры Евгению Нищуку с предложением аннулировать результаты конкурса как противозаконные. Главой тендерной комиссии со стороны музея была Юлия Литвинец. Сама Островская-Лютая на следующий день заявила, что готова была бы принять участие в повторном конкурсе: «Обдумав ход событий во время заседания и ощутив всю тяжесть фрустрации от процесса, должна честно сказать: иногда лучше провести повторный конкурс, чем тащить такой груз в будущее». С его именем связано дело о пропаже картин из фондов музея (сферой ответственности Литвинец), которые выдавались для украшения коридоров правительственных учреждений
В 2012 году между тогдашним главой музея Анатолием Мельником и министром культуры Михаилом Кулиняком возник конфликт. Титова и Николай Яковина входят в Украинский национальный комитет Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS). Эта программа была презентована именно так, как это предполагает закон. Голоса распределились в пропорции 5 к 4. Разыграли междусобойчик, забрали у людей рабочий день. Так, 7 июля по результатам конкурса на эту должность была назначена Олеся Островская-Лютая. «У Заболотной была программа. гривен оказалась компания «Энерго инжиниринг», среди видов экономической деятельности которой значится, например, стирка и чистка меховых изделий. Сидит такой профессионал, как я, а они (комиссия – ред.) посадили аматоров из института Поплавского, и эта с…ха будет что-то нам рассказывать? А они как были зас…цами, так и остались. Николай Яковина в 1994-95 гг. В итоге Кулиняк уволил Мельника. А нам «спасибо» кто сказал? При этом все трое – Андерс, Титова и Яковина – попали в комиссию по квоте общественных организаций в сфере культуры. Эти совпадения при отборе из нескольких десятков кандидатур вызвали подозрения экспертов. Да это ее прямая обязанность была фондами заниматься! Гудимов на просьбу прокомментировать результаты голосования отказался, ссылаясь на решение комиссии не комментировать конкурс публично.