Перекосившаяся маршрутка медленно ползет от одного олимпийского объекта в другому, монотонно притормаживая перед остановками в поисках пассажиров. Рядом со стадионом «Фишт», где два года нужно было втягивать живот, чтобы протиснуться между китайцев с фотоаппаратами, теперь нет ни людей, ни машин. В пятницу вечером на Олимпийский проспект изредка сворачивают свадебные кортежи в поисках удачных снимков и таксисты, которые делают это все еще по привычке. Жизнь в Сочи, когда пляжный сезон еще не наступил, стала вновь завораживающе скучной, но Lexus GS F не желает плестись за маршруткой до самого съезда на «Сочи Автодром». Два щелчка подрулевыми «лепестками» – и седан оказывается на стартовой решетке. Там, где скоро начнется Гран-при России Формулы-1.
GS F по случаю принарядился: 19-дюймовые литые диски с огромными суппортами, спойлер, широкие воздухозаборники и оригинальная выхлопная система. Внутри – алькантара, красная кожа, вставки под алюминий и очень стильная приборка. Все это исполнено на таком высоком уровне, что, кажется, интерьеры Lexus целиком делают расчетливые роботы, а не скоромные японцы, складывающие оригами одной рукой. Подобрать гардероб под такой бизнес-седан, который вроде бы и не стесняется парковаться в спальном районе, — задача посложнее, чем назначить нового тренера для «Манчестер Юнайтед».
Хитро прищурившись головной оптикой, GS F совсем не тушуется перед стартовым светофором на мероприятии Lexus Live – мне бы такое спокойствие. Кажется, что пятиметровой машине с климат-контролем в заднем подлокотнике уж точно не место на треке, и накатывает предчувствие, что все пять километров придется ловить массивный седан в каждом повороте. Но вот загорелся «зеленый», и GS F, мягко качнувшись вперед, воткнул первую передачу вместо дефолтной второй и рванул что есть силы.
В режиме Sport+ GS F ревет так, что способен распугать всех горных козлов в округе. «Не волнуйтесь, это всего лишь синтезатор», — предупредил вжавшийся в пассажирское кресло инструктор. И действительно: после сброса трансмиссии в нейтраль акустика автоматически отключилась, а седан сменил басистый рев из Need For Speed едва заметным рычанием. Все дело в том, что Lexus GS создавался в первую очередь как большой и очень комфортный седан бизнес-класса и лишь через некоторое время получил спортивную версию с приставкой F. Поэтому при проектировании автомобиля инженеры предпочли, чтобы мотора не было слышно вовсе. Так что вздохи под фонограмму пришлись очень кстати и, клянусь, это единственное, в чем Lexus пошел на хитрость.
Lexus RC F выкатился на сочинскую трассу с такой грацией, будто он здесь совершает пробежку каждое утро. Спокойный взгляд, очень правильные черты кузова, изящная средняя стойка и ажурный спойлер, который здесь, скорее, просто для красоты. RC F и в Москве казался слишком спокойным, а на «Сочи Автодроме» от него в какой-то момент повеяло снобизмом. Казалось, что вот-вот он заговорит: «Что у вас тут? Опять трек? Где-где? В Сочи? Ну ладно». Но купе не стало утруждать себя красноречием и отозвалось все тем же монотонным синтезатором.
Первый круг мы проехали в режиме… Eco. «Да какая разница, какой режим, все равно я «лепестками» переключаюсь», — инструктор дал понять, что гонок на грани фола здесь не будет, но, нырнув со скольжением в «Омегу», тут же исправился, намекнув, что мне неплохо бы повторить упражнение в похожем стиле.
«Омега» — это самый длинный левый поворот во всем календаре Формулы-1. Вираж длиной в 750 м вокруг Медальной площади болиды проходят на скорости не выше 300 км/ч – если разогнаться больше, то центробежная сила может снести масло в двигателе. RC F жадно хватается за каждый сантиметр асфальта, но ни о каких сверхскоростях здесь речь не идет. Гражданское купе, слегка покачиваясь, проезжает «Омегу» на предельных для себя 160 км/ч, рискуя снести кофе из подстаканника прямо на мои белоснежные брюки. Lexus GS F на удивление ныряет в «Омегу» так, будто пять метров длины – это только преимущество на треке. Седан с запасом держится на заданной траектории, все так же повиливая кормой, и терпеливо ждет, когда поворот закончится, чтобы снова оглушить нас ревом синтезатора.
Расход топлива на бортовом компьютере выглядел непоколебимой усмешкой – 36,6 л на сотню. А вот о тормозах того же сказать было нельзя – механизм с 380-миллиметровыми дисками показался подозрительно вечным, работая все еще эффективно на втором круге. И все-таки GS F оказался уж слишком похож на RC F, и совсем непонятно, кому это записывать в заслуги, а кому – в недостатки.
У автомобилей похожие подвески: спереди у купе точно такая же конструкция, как на GS F, а сзади – многорычажка от компактного IS. Выбирать мотор тоже не придется – у купе и седана он один на двоих. Это V-образная атмосферная «восьмерка» с системой изменения фаз газораспределения и комбинированным впрыском. Наивно полагать, будто этот мотор был специально разработан «Лексусом» для линейки F. На самом деле предприимчивые японцы не потратили на это дело ни лишней йены – пятилитровый двигатель взяли у гибридного LS 600h. У него облегчили поршневую группу, установили титановые клапана, а также изменили размер дроссельной заслонки. В результате мощность атмосферника довели до 477 л.с. и 530 Нм против 394 л.с. и 520 Нм у LS 600h.
Раскручивается двигатель очень задорно, но разгоняется GS F без искр на асфальте. Пик крутящего момента приходится на 4 800 об/мин, поэтому ждать, что с места седан понесется, наматывая на колеса покрытие «Сочи Автодрома», не стоит. Свое Lexus добирает ближе к отсечке на 7 300 об/мин, с заметным пинком меняя передачу и снова докручивая двигатель до красной зоны тахометра. RC F с этим же мотором должен был казаться гоночным болидом в гражданской одежде, но чуда не произошло: настройки работы двигателя и восьмиступенчатого «автомата» идентичны седану. Благодаря лучшей аэродинамике и чуть меньшей снаряженной массе (25 кг) купе оказалось быстрее на 0,1 с. (4,5 секунды), но это едва ли вообще что-то значит.
За пределами гоночной трассы RC F превращается в маслкар: по пути из Адлера в Красную поляну купе настойчиво держит обороты в среднем диапазоне и провоцирует на действия, от которых у местных полицейских могут заклинить радары. GS F, построенный на тех же агрегатах, не такой: в обычной жизни он настраивает на размеренный лад, не любит перепадов настроения и очень тактичен при переключении передач. Смена масок идет на пользу обоим, и Lexus здесь, наверное, запутался уже и сам.
Записывать GS F в конкуренты Mercedes-AMG E43 или BMW M5 пока рано: седан слишком роскошен, фундаментален и не очень стремится менять уютную Тверскую на резкий «Сочи Автодром». RC F – это история с совсем другим финалом: классическое японское купе, с отличным шасси и предельно честным мотором, но отнюдь не герой блокбастера. Но кто-то ведь должен играть эти роли.
Lexus LFA
На мероприятие Lexus Live в Сочи Lexus привез свой мощнейший автомобиль в истории –LFA. Суперкар, который был выпущен тиражом всего в 500 экземпляров, выступил в качестве шоу-кара – наматывать круги на редчайшем LFA возможности не было. Зато при детальном рассмотрении мы убедились, насколько японцы увлеклись идеей создать сверхлегкий суперкар – у 560-сильного LFA из карбона выполнена даже опора капота. Кузов же сделали из армированного карбоном пластика. Еще в 2010-м японцы заявили, что алюминий – это уже не модно.
Звучит автомобиль угрожающе и без синтезаторов: и внутри, и снаружи звук выхлопа напоминает вой болидов Формулы-1. Первую сотню LFA набирает за 3,7 секунды, а максимальная скорость никак не ограничена – спорткар может разогнаться до 325 км в час.
Модель сняли с производства в 2012-м (LFA собирали всего в течение двух лет), а позже Lexus объявил, что преемника у спорткара не будет. По словам главного инженера компании Юкихико Ягучи, руководство бренда считает выпуск нового поколения автомобиля нецелесообразным, так как его разработка отнимет слишком много времени и ресурсов.
Роман Фарботко
Фото: Lexus