Eкaтeринa Чeрнявскaя
К тaкoму вывoду пришeл Aрбитрaжный суд г. Мoсквы, рaссмoтрeв иск OOO «OнлaйнТур» (дaлee – истeц) к OOO «ЯНДЕКС» (далее – ответчик) (решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2017 г. по делу № А40-217174/2016). Истец, являясь правообладателем товарного знака, состоящего из единого фантазийного слова «ONLINETUR», обратилось в суд за правовой защитой своего товарного знака. Истец заявлял, что при формировании поисковых запросов «onlinetur», «онлайнтур», «онлайнтур.ру», «онлайнтур.рф», «онлайнтур.рф» и «online-tur.ru» ООО «ЯНДЕКС» в результатах поиска выдает рекламные ссылки на ресурсы конкурентов. По мнению ООО «ОнлайнТур», это могло ввести в заблуждение потребителей относительно организации, фактически оказывающей услуги, что в свою очередь могло бы причинить вред деловой репутации ООО «ОнлайнТур», а также привести к убыткам общества.
Суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований, cославшись на то, что ключевые слова не могут быть отнесены к способам использования товарного знака, так как они не индивидуализируют какие-либо товары или услуги. Суд также отметил, что ключевые слова используются в Интернете для поиска информации пользователями, представляя собой технические параметры, определяемые рекламодателем. При этом для каждого объявления может быть выбран ряд ключевых слов, которые при поиске информации разных рекламодателей могут совпадать. Пользователь не ставится в известность относительно того, по каким ключевым словам он может получить выход на интересующую его информацию. Поэтому при введении ключевого слова пользователь получает ряд ссылок на возможные ресурсы, для которых выбрано соответствующее ключевое слово.
Таким образом, ключевое слово, сходное до степени смешения с товарным знаком истца, по мнению cуда, не может считаться неправомерным использованием этого товарного знака. Ведь по смыслу ст. 1484 Гражданского кодекса оно не индивидуализирует какие-либо товары, либо самого рекламодателя, а также не создает возможности смешения товаров истца и рекламодателя.